В 1992 году на северо-западной окраине античного городища Пантикапей северный склон горы Митридат) были раскопаны остатки культового здания II -первой трети I вв. до н.э., которое реконструируется как храм в антах [1, с.106]. Постройка ориентирована углами к сторонам света, ее размеры составляли 8,4 х 6 м (рис. 1) и состояла из наоса (внутренние размеры 2,7 х 5,0 м) и пронаоса. Вход был с северо-восточной стороны, т.е. обращен в сторону акрополя Пантикапея. Остатки постройки перекрывал глинисто-золистый слой, образовавшийся в рзультате разрушения и разборки здания. В этом слое обнаружено большое количество полихромной расписной и лепной штукатурки.
Общее количество фрагментов полихромной штукатурки и обломков лепных карнизов составляет 660 штук [2, с. 107]. Размеры их от самых маленьких: 1-2 кв.cм, до более крупных: 80-100 кв.см Толщина штукатурного основания также различная, от 5-7 мм до мощных пластов толщиной 20 мм и более. Среди обнаруженных фрагментов есть большое количество гладкоокрашенной штукатурки красного с терракотовым оттенком, золотисто-желтого и белого цветов. Имеются также профилированные части карнизов украшенные многоцветными орнаментальными полосами с овами, плетенками и растительными мотивами. Некоторые краски расписной штукатурки имитируют разноцветный мрамор. Обнаруженные фрагменты рельефного фриза в виде полосы белого меандра на синем фоне. На поверхности красочного слоя гладкоокрашенных фрагментов заметен характерный я полихромной штукатурки эллинистического времени мягкий блеск, что позволяет предположить, что
роспись выполнена в технике фрески с энкаустическим крытием.
Рис.1. План храмовой постройки на северо-западной окраине Пантикапея
Осуществлялась роспись по многослойному штукатурному грунту сложного состава. Нижний слой, примыкавший к каменной кладке — песчанистый грунт, стоящий из 2-3 слоев "грубого" грунта, приготовленного из жирного известнякового теста с большим количеством наполнителя: песка, гальки, толченого известняка. Общая толщина — около 10 мм. Поверх "грубого" грунта нанесен в три приема "тонкий", вероятно, мраморно-известковый грунт, приготовленный смешением известкового теста с тонко измельченным белым мрамором и известняком ракушечником. В массе теста видны скатанные и продолговатые белые и полупрозрачные включения. Общая толщина "тонкого" грунта примерно 10 мм. Грунт прочностью, твердостью, монолитным строением массы, допускал заглаживание почти до зеркального блеска [3, с.43]. Однако, сохранность штукатурного слоя найденных фрагментов неодинаковая
Использование подобного многослойного штукатурного грунта аналогичный стиль и колорит росписи стен Пантикапейских общественных и жилых зданий был известен и ранее [4, табл.ХХХУН-XL; 5, с.46; 6, с.З; 7, с.140-146- 8, с.86; 9, с.205]. Он также напоминает роспись стен построек в Фанагории [10, с 168, сл.] в Помпеях [11, рис.3, сл;] и эллинистического святилища в Нимфее [12, с.46-65]. Основной особенностью такой росписи является подражание кладке стен из больших мраморных плит, живописные пояса располагались горизонтально и делили стену в следующем порядке: плинт, орфостат, квадры, фриз, карниз. Эти пояса отделены друг от друга либо углубленными бороздками, либо выпуклыми карнизами с красочным орнаментированным рисунком. В нижней или средней частях стены располагался пояс с росписью подражающей пестрой каменной облицовке, так называемая мраморировка. В верхней части стены помещался сложнопрофилированный карниз, украшенный росписью и рельефными налепами.
Исследованный в 1992 году храм состоял из двух помещений: наоса и пронаоса. Поскольку фрагменты штукатурки располагались в перемешанных слоях, то можно только предполагать какие именно фрагменты относились к оформлению стен наоса, а какие — пронаоса. Из общего количества обнаруженных фрагментов штукатурки красного цвета, выделяется часть фрагментов более блеклого тона и красочный слой их не имеет блеска характерного для всех остальных фрагментов. Учитывая то, что помещение пронаоса имеет одну сторону открытую и расписанные стены его больше подвергались влиянию атмосферы, можно отнести эту часть фрагментов штукатурки к оформлению стен пронаоса. Это также несколько кусков штукатурки с сильным повреждением красочного слоя черного цвета, предположительно фрагментов плинта и орнаментального пояса. Данное количество фрагментов штукатурки не позволяет составить реконструкцию росписи стен пронаоса, поэтому основная работа проводилась по реконструкции росписи стен наоса и ее обоснованию, где это возможно.
Росписи стен в эллинистических постройках наносились горизонтальными полосами сверху вниз, поэтому каждый нижний пояс частично заходил своей окраской на верхний. Это обстоятельство дает возможность более точно расположить чередование отдельных поясов росписи друг за другом. Судя по аналогиям, в большинстве эллинистических домов потолок и верхняя часть стен покрывалась белой краской [9, с.206]. Вероятно и в нашем храмовом здании в верхней части стены располагался пояс белой штукатурки, о ширине которого судить сложно. Белое поле могло быть заключено между двух узких полосок с овами. Верхняя полоска ов выполнена на профилированном карнизе высотой 6,5 см, темно-красной и желтой краской (рис. 2,А). Нижняя полоска ов высотой 5,5 см нанесена на гладкую поверхность и выделена снизу резко скошенным вырезом. Рисунок выполнен красной, черной, белой красками (рис. 2,Б).
Рис. 2. А. Профилированный, карниз с росписью овами.
Рис. 2. Б. Фрагмент штукатурки с овами.
Ниже шла полоса фриза по имеющимся фрагментам ширину которой точно определить невозможно. Поверхность фриза была окрашена в иссиня-черный цвет, который на обнаруженных фрагментах сильно поблек. Меандр был выполнен из брусочков белого гипса. Лепная часть меандра возвышается над синим фоном на 1,5 см. Рисунок меандра прост, без перекрещиваний (рис. 3,А). По нашему предположению, ниже располагалась узкая полоска, украшенная изображением растительного орнамента. Черный и оливковый цвета этого плетения ярко выделяются на белом фоне и обрамлены полосой красного цвета с обеих сторон (рис. 3,Б).
Под фризом находился гладкий белый пояс. На некоторых фрагментах штукатурки белого цвета сделаны насечки для последующего ремонта (рис. 7,Б). Нижняя часть одного из таких фрагментов имеет углубленную разделительную бороздку, окрашенную в красный цвет. Поэтому мы можем предполагать, что ниже следовали квадры красного цвета. Найдено большое количество фрагментов штукатурки красного цвета, на поверхности которых процарапаны рисунки: корабли (рис. 4), птицы, рыбы, изображения человека, а также надписи в одну и несколько строк (рис. 5). Если соотносить расположение надписей на стене с ростом человека, то можно считать, что эти квадры красного цвета располагались приблизительно на высоте около полутора метров от уровня пола.
Рис. 3. А. Фрагмент лепного фриза с меандром. Б. Фрагмент штукатурки с полосой растительного орнамента
Рис. 4. Фрагмент красной штукатурки с изображением военного корабля
Рис. 5. Фрагмент красной штукатурки с процарапанными буквами и рисунками
Квадры красного цвета отделялись от нижеследующего живописного пояса выступающим карнизом высотой 4 см. На белую поверхность карниза было нанесено орнаментированное плетение с ярко окра¬шенными треугольниками. Верхний скос карниза был окрашен в красный цвет. В рисунке орнамента использованы темно-красная, красная, голубая и оливковая краски (рис. 6,Б).
В средней части стены, над орфостатами, обычно располагались богато украшенные, расписанные под мрамор квадры, которые имитировали отделку стен естественными мраморными плитами. Среди обнаруженных фрагментов к этому поясу относятся куски штукатурки "мрамированные" и куски штукатурки черного цвета, выделяющиеся своей массивностью и толщиной штукатурного слоя (от 20 до 30 мм). Верхний край некоторых мрамированных фрагментов оканчивается вдавленной разделительной бороздкой (0,5 см), окрашенной в красный цвет, и стыкуется с верхним орнаментальным поясом. Вероятно, как и в известных стенных росписях Пантикапея [9, рис.1], Фанагории [10, с.169], так и в нашем случае, мрамированные квадры перемежались с равными по размерам квадрами черного цвета. Роспись под мрамор имеет условный характер, она выполнена крупными и мягкими мазками разных тонов: розовый, серо-голубой, серо-зеленый, желтый. Пятна различных размеров отделены друг от друга темно-красными прожилками. Мрамированный пояс мог быть заключен между двух карнизов с плетением.
Нижний карниз оформлен овами желтого и оливкового цвета (рис. 6,А). Верхняя часть карниза окрашена в черный цвет и могла примыкать к черным квадрам, которые чередовались с мрамированными (рис. 7,А).
Рис. 6. А. Фрагмент нижнего карниза с овами. Б. Фрагмент фриза с плетением.
Рис. 7. А. Фрагмент штукатурки с рописью Б. Фрагмент штукатурки с насечками для ремонта.
Рис. 8. Реконструкция фресковой росписи стены наоса Пантикапейского храма в фнтах
Расположение нижних красочных поясов в нашей реконструкции может быть только предположительным. Было найдено примерно равное количество фрагментовтов красного и желтого цветов. Если квадры красного цвета в реконструируемой фресковой росписи располагались выше мрамированных, то вероятно как в иных Пантикапейских постройках [4, табл.ХХХУП-ХЕ], нижние орфостаты были желтого цвета. Обычно орфостаты этого цвета располагались над плинтом, но мы не имеем фрагментов, которые могли бы принадлежать плинту.
Предложенная реконструкция росписи стен наоса храмового здания (рис. 8) имеет общий характер, местоположения некоторых живописных поясов может быть спорным из-за недостатка материала. Точно расположенными можно считать лишь те части реконструкции, где верхний пояс своей окраской определяет нижний. Вероятно, фресковые росписи стен наоса имели 12 красочных поясов общей высотой 3,20 м, при высоте колон храмовой постройки 3,08 м.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Зинько В.Н. Культовое здание из раскопок северо-западного района Пантикапея // Вещь в контексте культуры. Материалы науч. конф., СПб., 1994.
- Зинько Е.А. Настенная роспись храмового комплекса II в. до н.э. из Пантикапея // Вещь в контексте культуры. Материалы науч.конф. СПб., 1994.
- Виннер А.В. Материалы и техника монументально-декоративной живописи. М., 1953.
- Ростовцев М.И. Античная декоративная живопись на Юге России. СПб., 1914.
- Кастанаян Е.Г. Стенная роспись сельской усадьбы эллинистического времени близ Пантикапея // КСИА. 1969. Вып. 116.
- Алексеева Е.М. Фрагменты расписной штукатурки первых веков нашей эры из Пантикапея // История и культура античного мира. М., 1977.
- Марченко И.Д. Из истории архитектуры Пантикапея // Культура античного мира. М. 1966.
- Марченко И.Д. Здание II в.до н.э. в Пантикапее в 1963-1965 гг.//КСИА.1967.Вып.109.
- Финогенова СИ. Настенные росписи и мозаичные полы пантикапейского притапея // Проблемы античной культуры. М., 1986.
- Блаватский В. Д. Фанагорийская стенная роспись // МИА. 1955. №57.
- Парланд А.А. К истории архитектуры декорации в Италии. СПб., 1913.;
- Грач Н.Л. Новый исторический источник из Нимфея // ВДИ. 1984. №1.