Илурат
В Илурате функциями общественного святилища, очевидно, было наделено большое по площади здание (около 400 кв. м) у юго-восточной оборонительной стены. Остатки обнаруженного здесь человеческого жертвоприношения говорят о том, что в финале существования крепости ее жители прибегали к кровавым ритуалам, далеким от традиционных греческих обрядов почитания богов. В культовом помещении, на возвышении прямоугольной формы, имелось воронкообразное углубление, рядом следы большого кострища, в слое золы которого оказалась часть скелета козы. В восточном углу помещения находился каменный жертвенник из нескольких известняковых плит. В заполнении этого сооружения был обнаружен скелет петуха, а на верхней плите - череп мужчины 30-35 лет с ровным срезом на нижнем позвонке. В любом случае это жертвоприношение, видимо, было вызвано чрезвычайными обстоятельствами и связано с инициативой не одного человека или семьи, а большого коллектива горожан, располагавшего определенными правами и возможностями. Найденный неподалеку круглый глиняный штамп для культовых хлебцев демонстрирует образ почитавшейся в Илурате т.н. Великой богини, владычицы животного и растительного мира. Облаченная в длинное, расширяющееся книзу одеяние с распростертыми руками в виде растительных побегов она предстает как олицетворение мирового древа. Его ветви служат своеобразной границей между верхним небесным миром, отмеченным схематичным изображением звезды или летящей птицы, и нижним подземным миром с крылатыми грифонами. Голова богини с двенадцатью отростками по форме напоминает хлебный колос.
Существовали в городе и небольшие домашние святилища. Одно из них было открыто в угловом помещении здания, выходившего на перекресток двух главных улиц. Значительный интерес представляет найденный рядом с ним обломок лепного культового сосуда с рельефом на внутренней поверхности. Женская фигура с головой в виде хлебного колоса, раскинутыми руками, полными грудями и вздувшимся животом на фоне параллельно прочерченных линий, символизирующих распаханное поле, представляет собой переданную изобразительными средствами мольбу об урожае. Интересно отметить, что таких фигур, видимо, с целью усилить магическую силу содержимого сосуда, было вылеплено несколько (сохранились две).
Посередине святилища находился алтарь, сооруженный из трех вертикально установленных известняковых плит. Его перекрывал зольный холм высотой около метра, в основании которого находились скелеты собаки и козы в анатомическом порядке. В напластованиях зольника и рядом с ним найдены небрежно вылепленные из глины статуэтки с подчеркнутыми признаками пола. Все они слегка обожжены, местами сохранились следы охры. Голова у мужских фигурок заострена, у женских - имеет округлую форму. Нос сделан защипом, глаза - в виде круглых налепов, вытянутые вперед руки и ноги показаны в виде выступов. Найденное тут же соответствующее им по размерам терракотовое ложе, окрашенное в красный цвет– «цвет жизни», не оставляло сомнений в том, что эти фигурки использовали для имитации «священного брака», совершаемого на зольном алтаре. В данном случае, как и у многих народов, мы сталкиваемся с наличием представлений об активном влиянии ритуального огня и золы на погодные условия, растительность, обильный урожай и животный мир, поскольку приписываемое им действие уподоблялось солнечному свету.
Информационные ресурсы по Илурату можно найти на сайте: http://ilurat.nw.ru